Общественная палата: на главную
  Общественная палата: на главную Общественная палата: карта сайта Общественная палата: почта

Деятельность :: Новости


27.05.2009
Рекомендации Общественной палаты Нижегородской области по вопросу «Преодоление негативных последствий глобального финансового кризиса для Нижегородской области»


gerb.jpg

18 мая 2009 года                                                                                                       Нижний Новгород


 

 18 мая 2009 года состоялось заседание региональной Общественной палаты по ситуации, сложившейся в Нижегородской области в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. На заседании с докладом о работе правительства Нижегородской области по преодолению последствий кризиса выступил Губернатор Нижегородской области В.П.Шанцев. В обсуждении ситуации и принимаемых мер приняли участие: главный федеральный инспектор по Нижегородской области В.Н.Евлампиев, председатель Законодательного Собрания Нижегородской области В.Н.Лунин, заместители Губернатора, заместители председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванов и Г.А.Суворов, министр экономики Нижегородской области Г.В.Баландин, уполномоченный по правам человека в Нижегородской области В.В.Ольнев, заместитель главы администрации города Нижнего Новгорода по экономике, городскому имуществу и градостроительству В.С.Колчин, генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей В.Н.Цыбанев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Д.Г.Краснов, председатель правления ОАО КБ «Ассоциация», первый заместитель председателя Совета ассоциации региональных банков России, руководитель Приволжского филиала ассоциации «Россия» М.В.Гапонов, заместитель генерального директора ОАО «Нител» А.И.Цапин, заместитель председателя Нижегородского областного объединения организаций профсоюзов «Облсовпроф» М.Б.Орлов, председатель Совета Нижегородского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Д.П.Бирман, председатель Нижегородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» П.М.Солодкий, председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Заболотновский» В.Д.Галочкин, директор Нижегородской Ассоциации неправительственных некоммерческих организаций «Служение» Е.К.Верба, председатель Молодежного парламента при Законодательном Собрании Нижегородской области В.А.Якуба, член Общественной палаты Российской Федерации Д.В.Сладков.

 

Мировой финансово-экономический кризис затронул экономику всех стран мира, вызвал падение производства, рост безработицы, снижение уровня жизни населения. При этом некоторые экономические решения, реализованные в России в докризисный период, в новых условиях не способствовали улучшению ситуации:
- вложение значительной части накапливаемых средств в зарубежные ценные бумаги вместо их вливания в реальную экономику страны;
- недостаточность мер по увеличению капитализации российских банков и ликвидности всей финансовой системы;
- бесконтрольное получение иностранных кредитов представителями российского бизнес-сообщества и др.

 

Одной из возникших проблем является отток дополнительной ликвидности, обусловленный большим количеством отказов потребителей от ранее принятых банковских кредитных программ и увеличением спекулятивных операций на валютном рынке. Необходимы дополнительные меры валютного регулирования, целесообразность которых определяется и увеличением внешнего долга страны.

 

Сложившаяся ситуация в определенной степени является также следствием трудностей быстрой модернизации экономики и внутренней системы финансирования российских производителей товаров и услуг, развития малого и среднего бизнеса, несовершенства законодательной и налоговой базы, замедленным темпом создания эффективных венчурных компаний и свободных экономических зон. Актуальным вопросом остается выработка государственной промышленной политики.

 

Исключительно важную роль в преодолении последствий финансово-экономического кризиса играют продолжение реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства, сельского хозяйства и принятие Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. При этом скорректированный бюджет страны на 2009 год предусматривает, что каждый седьмой рубль из государственной казны, пойдет на реализацию антикризисной программы.

Указанные меры подтверждают курс на социально ориентированную экономику с акцентом на поддержку социально незащищенных слоев населения. В частности, в 2009 году будет реализовано ранее принятое решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера (4294 руб. в конце года). Это означает увеличение социальных пенсий, а также базовой, гарантированной государством части трудовых пенсий на 42,8% за год, или на 25,3% сверх роста цен. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году будет увеличен на 23,9%, или на 8,7% сверх роста цен.


Следует подчеркнуть исключительную значимость Программы и как выражения политической воли руководства страны, и как концепции преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, и как ускорителя обновления отечественной экономики. Вместе с тем, ряд положений Программы задают направления действий, но не содержат индикаторов (уровень прожиточного минимума населения, динамика реально располагаемых доходов и др.), позволяющих оценивать успехи и трудности фактической реализации Программы.


Кризисные явления оказали негативное влияние и на ситуацию в Нижегородской области. Отмечается снижение объемов выпускаемой продукции, недостаток оборотных средств, уменьшение прибыли, остановка ряда производств, сокращение работников предприятий.


В ноябре 2008 г. под руководством Губернатора области создан и эффективно работает Координационный совет по регулированию негативных процессов в экономике региона, занимающийся оперативным решением наиболее острых проблем социально-экономического развития региона и отдельных предприятий. В заседаниях Совета активное участие принимают представители общественных организаций: Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, профсоюзных организаций, Общественной палаты Нижегородской области и др.


Правительством области подготовлен и 2 декабря 2008 г. принят План по стабилизации ситуации в экономике и в финансовом секторе. Предусмотрены мероприятия по нормализации платежно-расчетной системы и восстановлению объемов кредитования предприятий реального сектора и населения, формированию платежеспособного спроса на продукцию нижегородских предприятий, поддержке отдельных секторов экономики, прежде всего промышленности и сельского хозяйства, регулирование рынка труда, расширение государственной поддержки малого бизнеса.


Сформирован региональный список из 133 системообразующих и градообразующих предприятий, по которым осуществляется мониторинг, и, в случае необходимости, рассматриваются вопросы оказания государственной поддержки. Разработаны меры залогового обеспечения, реструктуризации задолженности перед бюджетом области, предоставления отсрочек по уплате налоговых платежей в областной бюджет, предоставления инвестиционного налогового кредита и т.д.


В создавшихся условиях исключительно важны единение сил и организация взаимодействия. С одной стороны, необходимо смягчить удары кризиса по наиболее уязвимым группам населения, с другой стороны, повысить эффективность использования всех имеющихся местных ресурсов и добиться сохранения объемов финансовых ресурсов, направляемых государством на исполнение социальных обязательств. Органами власти Российской Федерации и Нижегородской области предпринимаются активные действия по стабилизации ситуации в социально-экономическом развитии страны. Вместе с тем, остается нерешенным ряд острых проблем:
• Низкий уровень развития кредитно-финансовой системы государства;
• Недостаточное количество налоговых льгот для предпринимательства;
• Высокий уровень тарифов на энергоносители и ЖКУ;
• Несовершенство законодательной базы в торговом секторе;
• Снижение занятости населения и рост безработицы;
• Обострение криминальной ситуации;
• Снижение уровня жизни населения, особенно социально незащищенных слоев: пенсионеров, инвалидов и семей с доходами на уровне прожиточного минимума;
• Рост цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
• Угроза невостребованности на рынке труда выпускников образовательных учреждений всех уровней.


 

Участники заседания единодушно считают, что создавшееся положение требует дополнительных антикризисных мер как на федеральном, так и на областном уровне. Эти меры должны смягчить неблагоприятное воздействие кризиса и способствовать обновлению российской экономики и общества.


 

Общественная палата Нижегородской области рекомендует:


1. Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:
1.1. Включить в Программу антикризисных мер Правительства РФ на 2010 г. и в «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» механизмы индикативного планирования. Это усилит общественное понимание социальной значимости программ и будет способствовать их эффективной реализации;
1.2. Ускорить принятие Федеральных законов «О промышленном развитии РФ» и «Об основах регулирования торговой деятельности»;
1.3. Внести изменения в Федеральный закон РФ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с предоставлением преференций товаропроизводителям;
1.4. Ввести дополнительные меры валютного регулирования:
- Ввести обязательную продажу предприятиями-экспортерами части валютной выручки;
- Ограничить право субъектов экономики на размещение средств в иностранной валюте объемами, необходимыми для оплаты контрактов по импорту товаров, оплаты услуг и выплаты внешней задолженности с введением жестких сроков конвертации;
- Ввести дополнительное ограничение открытой валютной позиции банков;
1.5. Разработать и принять комплекс мероприятий по снижению налоговой нагрузки:
- Рассмотреть возможность снижения НДС до 10%;
- Проработать вопрос о предоставлении льгот при установке нового импортозаменяющего конкурентоспособного технологичного оборудования сроком на 5 лет;
- Предоставить систему льгот малым и средним предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность;
1.6. При разработке новой методики ценообразования на социально-значимые товары в максимальной степени учесть интересы малообеспеченных и льготных категорий граждан;
1.7. Рассмотреть возможность:
- воссоздания Фонда занятости РФ посредством возврата к обязательному страхованию на случай потери работы;
- введения надбавки безработным родителям, имеющим детей в возрасте до 16 лет, в размере 10% к пособию по безработице;
- продления выплаты пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет и предоставить право лицам, получившим сертификат на материнский капитал, направлять эти средства на оплату профессиональной переподготовки и повышение квалификации.
1.8. Рассмотреть целесообразность усиления государственного контроля за деятельностью системообразующих предприятий с целью повышения эффективности управления.
2. Правительству Нижегородской области:
2.1. На базе действующих кредитно-финансовых институтов создать региональный банк с государственным участием;
2.2. В целях укрепления капитальной базы банков поддержать предложение Ассоциации региональных банков России о выпуске специальных государственных облигаций с ограниченным обращением со сроком погашения 10-15 лет для внесения в уставный капитал кредитных организаций, с одновременным включением этих облигаций в ломбардный список Банка России. Предусмотреть возможность их использования для рекапитализации системообразующих банков органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2.3. Проработать вопрос о снижении ставки единого налога при УСН (по схеме доходы, уменьшенные на величину расходов п.2 ст. 346.20 НК РФ);
2.4. Продолжить работу с крупными сетевыми компаниями о возможности увеличения доли реализации продукции местных товаропроизводителей;
2.5. Разработать программу мероприятий по трудоустройству, обучению и переобучению выпускников учебных заведений всех уровней;
2.6. Усилить контроль за правомерностью и целесообразностью установленных тарифов на энергоносители и ЖКУ;
2.7. Продолжить работу по контролю за ценообразованием на лекарственные препараты.
3. Правительству, органам местного самоуправления Нижегородской области:
- Разработать и принять программы обеспечения занятости населения в муниципальных образованиях области;
- Объявить мораторий на 3 последующих года на ликвидацию временных торговых сооружений (павильонов, киосков и рынков);
4. Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палате Нижегородской области, Нижегородскому региональному отделению Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Нижегородскому региональному отделению «Деловая Россия» рекомендовать:
- Уделить особое внимание развитию внутрирегиональной кооперации и потребительского спроса;
- Провести дополнительные мероприятия по соблюдению правил добросовестной конкуренции и строгому выполнению договорных обязательств.

 

Председатель
Общественной палаты Р.Г.Стронгин

 

 


« к списку новостей

© 2008 - 2019 Общественная Палата Нижегородской области